Классификация и симптомы
Классификация по В.Д. Менделевичу:
- Делинквентный тип – предполагается совершение противозаконных действий (разбоя, насилия, кражи).
- Аддиктивный тип – желание отвлечься от реальности при помощи психотропных препаратов, спиртного.
- Патохарактерологический тип – поведение вызвано деструктивными изменениями, основанными на психопатиях (шизоидной, истероидной).
- Психопатологический тип – проявление признаков психических заболеваний (депрессивное, истероидное расстройство).
- Гиперспособность – талант проявляется в результате действий, которые имеют отклонения от норм поведения.
Социальная девиация делится на две формы – положительную и деструктивную. Что включает положительная форма:
- усердие во время занятий;
- участие в различных благотворительных акциях;
- творческие успехи.
Деструктивное поведение свидетельствуют о наличии одной из следующих форм девиации:
- Аддиктивная. Нездоровая увлеченность или патологическая зависимость. Проявляется алкоголизмом, наркотической зависимостью, нарушением пищевого поведения, зависимостью от компьютера и т.д.
- Аморальная. Нарушение действующих норм. Проявляется беспорядочными половыми связями, агрессивным поведением, отказом от учебы, распитием спиртного, приемом наркотиков.
- Ненормативная. Нарушение правовых общественных норм. Проявляется совершением противоправных действий (драки, разбой, кража, изнасилование и т.д).
Особенности девиантного поведения подростков:
- конфликты со сверстниками, родителями, педагогами;
- отсутствие мотивации учиться, работать;
- сниженная концентрация внимания;
- безответственность. неспособность выполнить свои обязательства;
- частая смена увлечений;
- скрытность и инфантильность;
- резкое изменение настроения;
- повышенная или пониженная оценка себя;
- нарушение пищевого поведения;
- бессонница;
- полное изменение духовных потребностей;
- бегство из дома, прогулы занятий;
- проблемы с обучением, низкая успеваемость;
- развитие фобий, депрессии;
- агрессивность и истеричность, импульсивность;
- жестокость и равнодушие;
- лживость, ухудшение отношений с родителями;
- снижение иммунитета;
- эгоизм, нарциссизм;
- психосоматические нарушения;
- частые головные боли, нарушение функции ЖКТ.
Отсутствие своевременной терапии может спровоцировать летальный исход в результате самоубийства. Подростки с нарушением поведения склонны к заражению ВИЧ, болезнями, передающимися половым путем, гепатитом и другими опасными инфекциями.
Диагностика девиантного поведения
Перед началом терапии девиантного поведения подростков врач проводит диагностику. Она организуется психиатром.
Методы:
- Наблюдение. Врач проводит опрос, оценивает взаимоотношения в семье, привычки, увлечения, общее состояние, особенности поведения, наличие биологических нарушений.
- Опрос родственников. Врач анализирует сведения, полученные от близких родственников, часто контактирующих с больным. Опрос близких требуется, так как критичность к своему состоянию у пациента может быть снижена.
- Тестирование. Врач предлагает ответить на вопросы из теста, чтобы оценить характер, особенности личности.
Используемые тесты:
- миннесотский многофакторный опросник личности – выявляет ипохондрию, истерию, психопатические состояние;
- опросник Айзенка – позволяет оценить темперамент человека, степень возбудимости;
- метод Сонди – портретный тест для анализа личности, выявления факторов отклонения;
- тест Розенцвейга – оценивает специфичность реакций на проблемы и поиск выходов из сложившихся ситуаций;
- опросник Варга – помогает выявить, как родители относятся к ребенку;
- опросник Шафера – направлен на выявление отношение подростка к своим родителям.
Лечение девиантного поведения подростков
Для устранения состояния оказывается психиатрическая помощь в рамках общения подростка с психотерапевтом. Методы терапии:
- Семейная терапия. Помогает создать правильную систему воспитания, предотвратить ссоры и непонимание в семье, устранить нарушения поведения детей, проблемы, связанные с общением, обучением.
- Психодрама. Направлена на стабилизацию и гармонизацию состояния участников. Предполагает разыгрывание ролей с элементами импровизации, напоминающими постановки в театре.
- Гештальт-терапия. Позволяет адаптироваться к существующей реальности, прожить незаконченные события, которые могли привести к изменению поведения.
- Психокоррекция. Направлена на стабилизацию эмоционального состояния и развитие функции мышления и внимания.
Цели работы с психологом:
- проработка переживаний и чувств;
- развитие мотивации к положительным изменениям;
- разрешение внутрипсихической проблемы;
- обучение корректным способом решения проблем;
- нормализация самооценки;
- осознание пациентом особенностей характера;
- улучшение отношений с близкими людьми;
- повышение самостоятельности и ответственности;
- предупреждение рецидивов.
При психотических расстройствах и неврологических заболеваниях назначаются медикаменты:
- антипсихотики;
- антиконвульсанты;
- нейролептики;
- антидепрессанты.
Принимать медикаменты следует строго по назначению врача.
Способы предотвращения девиантного поведения подростков:
- нормализация социальной ситуации в семье;
- своевременное выявление и устранение конфликтов между близкими;
- предоставление условий для нормального развития личности;
- регулярное проведение осмотра для выявления патологии на ранних этапах;
- организация хобби, подбор занятий, интересных ребенку;
- поиск адекватной системы воспитания;
- коррекция нарушения детско-родительских отношений;
- обеспечение безопасности ребенка от внешней угрозы.